a_orlov (a_orlov) wrote,
a_orlov
a_orlov

Categories:

История авиационного билета в России. Часть 12

История авиационного билета в России. Часть 12

Полная версия здесь

Международные билеты Аэрофлота

Целый год потребовался, чтобы разобраться с международными билетами.
Было совершенно непонятно, почему Аэрофлот долгое время использовал для международных перевозок такие же билеты, как для внутренних рейсов, или подобные им, но напечатанные еще хуже. Смотрите сами.
Вот самый ранний из обнаруженных. Его сфотографировали в мемориале эскадрона «Нормандия-Неман» в Андели (Нормандия, Франция).



Билет дали бесплатно, а вот за багаж заставили заплатить. Зато теперь можно понять, когда, откуда и куда летели: чернила на билете выцвели, а на квитанции, заполненной химическим карандашом, весь текст сохранился.



Следующий билет из Праги в Москву.



А вот из Софии в Москву.



Следующий, из Бухареста, уже на обычном бланке Аэрофлота.



А потом из Варшавы, снова на каком-то недоделанном бланке.



Унификация международного билета происходила на основе положений Варшавской конвенции 1929 года (Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанная в Варшаве 12 октября 1929 г.), но СССР стал участником Конвенции с 1934 года, а на билетах про Конвенцию ни слова.
Но вот в 1955 году в Гааге в текст Варшавской конвенции были внесены изменения (Гаагский протокол от 28 сентября 1955 года). Кроме ряда поправок, направленных на упрощение формы перевозочных документов и порядка их использования, в протокол вошло положение, что перевозчик не может ссылаться на положения Варшавской конвенции 1929 года, освобождающие его от ответственности или ограничивающие её, если в билете будет отсутствовать уведомление о применимости этой конвенции к данной перевозке.
То есть до подписания Гаагского протокола использование внутренних билетов для международных рейсов позволяло Аэрофлоту не платить компенсации в случаях, оговоренных в Варшавской конвенции.
Но СССР в 1955 году подписал, а в 1957 году ратифицировал Гаагский протокол, и Аэрофлот не позже 1956 года начал использовать билеты, в которых появилась ссылка на Варшавскую конвенцию, поскольку это уже никак не влияло на объем его ответственности.




Хотя СССР вступил в члены Международной организации гражданской авиации (ИКАО) 14 ноября 1970 года, уже на этом билете использован трехсимвольный код перевозчика, введенный этой организацией: AFL = Аэрофлот, а для городов использованы коды ИАТА (Международной ассоциации воздушного транспорта), в которую Аэрофлот вступил только в 1989 году: MOW = Москва и SOF = София.

Квитанция платного багажа того же времени (использованная в 1958 году) сохранилась с полетным купоном (большая редкость!).





На следующих выпусках билетов кроме изображения Ту-104 появляется и префикс номера билета в соответствии с кодировкой ИАТА: 555 = Аэрофлот.
Четвертая цифра еще раз крупно напечатана в овале в левом верхнем углу обложки. Это максимальное количество рейсов, на которое рассчитан билет. В зависимости от этого на купонах печатается разное количество строчек для указания рейсов и изменяется количество отрывных купонов. Встречаются билеты на 1, 2, 3 и 4 рейса. Для усиления различия обложек им еще делают корешок разного цвета. В этом выпуске 1 – красный, 2 – не встречал, 3 – синий, 4 – желтый.










Остальные части у всех видов билетов одинаковы:





Отметим, что на билете теперь используют не код перевозчика ИКАО (Аэрофлот = AFL), а код ИАТА (Аэрофлот = SU).
Внутрь книжечки пока не вставляют листы с условиями перевозки, там только купоны. Всю дополнительную информацию печатают на обложках.
Один из таких билетов (трехрейсовый) я купил в развалившемся состоянии, что позволило уточнить, где печатали билет.
Вот что оказалось под скрепками на пассажирском купоне:



А это корешки остальных купонов (контрольного купона, агентского купона, полетного купона 1, полетного купона 2 и полетного купона 3; всего 5 штук)



Как мы видим, служебные надписи на корешках, позволяющие правильно сложить билет для брошюровки, сделаны по-немецки, хотя весь видимый текст билета напечатан на русском и английском языках. То есть билет напечатан в Германии, но в ГДР или ФРГ, понять сложно.
Более поздние билеты точно напечатаны в ФРГ, на них появляется и логотип, и название компании Bartsch International.
Но в ХХ веке книжечки для международных авиабилетов в СССР и России изготавливать так и не научились, только в XXI веке появляются бланки, изготовленные в петербургской типографии № 12.

Когда точно начали печатать следующую форму билетов, сказать сложно: поскольку цена билета вписывалась вручную, менять форму сразу после денежной реформы 1961 года не было нужды.
В моей коллекции самая ранняя дата продажи на таких бланках – 1963 год, в Интернете встречается и 1962.
Поменялись цвета у корешка обложки. Теперь у билета на 1 рейс корешок жёлтый, на 2 рейса – красный, на 3 рейса – зеленый, а на 4 – коричневый.
Билеты были двух размеров: билет на 4 рейса делали длиннее из-за дополнительного столбца для расчета тарифа.





В билетную книжку теперь вклеивают листы, на которых напечатаны Условия договора перевозки на русском и английском языке. В книжке на 4 рейса сначала вклеен английский текст, потом русский, а во всех остальных сначала идет русский текст, а потом английский. Подозреваю, что искать в этом глубоки смысл бесполезно. Как сшили, так сшили.







На обложке появился адрес Главного управления Гражданского Воздушного Флота: СССР, Москва, улица Разина, 9. Почему-то на английский «главное управление» перевели как «head office».
Последующие выпуски отличаются только текстом на обложке: «head office» теперь переводится просто «управление», и адресом на обложке.






Билет на 4 рейса стал такого же размера, что и остальные. Корешок ему сделали синим.








Последовательность, в которой печатались билеты с Шереметьево и Ленинградским проспектом по времени продажи билетов не прослеживается: бланков напечатали много, так что их запас израсходовали только к середине 1970-х. По структуре адреса можно предположить, что шереметьевские печатали раньше, на них указан код почтового отделения с буквой и тремя цифрами, а не индекс из шести цифр. Шестизначный почтовый индекс был введён только в 1970 году.
Вот несколько дат, которые, возможно, тоже помогут определить время печати этих билетов.

Шереметьево

11 февраля 1964 г. издан приказ начальника ГУ ГВФ «Об организации Транспортного управления международных воздушных линий ГВФ (ТУ МВЛ)», в состав которого вошли московский аэропорт Шереметьево и международная авиагруппа Московского управления транспортной авиации с местом базирования в Шереметьево.

В январе 1971 года на базе Транспортного управления международных воздушных линий было организовано Центральное управление международных воздушных сообщений Аэрофлота (ЦУМВС), которое стало единственным в отрасли предприятием, выполнявшим международные рейсы под названием «Аэрофлот — советские авиалинии».

Ленинградский проспект

25 мая 1965 года - день открытия нового городского аэровокзала.
Коллектив Центрального агентства воздушных сообщений (ЦАВС) перебазировал в аэровокзал несколько подразделений и, увеличив состав вдвое, начал с 1 января 1966 года работу по обслуживанию авиапассажиров.


Багажная квитанция после 1961 года тоже слегка поменялась. Цвета корешков использовались такие же, как и у билетов.







Номер формы (5556 и 5558) состоит из кода Аэрофлота 555 и количества рейсов (в овале в левом верхнем углу обложки), увеличенном на 4 (чтобы не совпадали с номерами форм билетов).

***

Стал я искать в Интернете, когда при международных перевозках к торговой марке АЭРОФЛОТ стали прилеплять довесок Soviet Airlines – и не нашел. Из одного источника в другой практически без изменений кочует фраза:

В январе 1971 года на базе Транспортного управления международных воздушных линий было организовано Центральное управление международных воздушных сообщений Аэрофлота (ЦУМВС), которое стало единственным в отрасли предприятием, выполнявшим международные рейсы под названием «Аэрофлот — советские авиалинии».

Но из нее не следует, что до января 1971 года под названием «Аэрофлот — советские авиалинии» не выполняли международные рейсы разные авиапредприятия СССР. Вроде бы, на рекламных плакатах «Soviet Airlines» появляется с середины 1960-х.



Во всяком случае, на билетах довесок «Soviet Airlines» появился к середине 1970-х сначала только на обложке (на купонах его еще нет).




Пропал с обложки и Ту-104, поскольку к 1 января 1973 года ЦУМВС полностью избавилось от Ту-104, заменив их на Ту-154 и Ил-62.

Но контур какого самолета изображен на обложке, мне определить не удалось. Возможно, фантазия художника и не была связана с реальностью, и он просто нарисовал красивый реактивный самолет вообще.

Цвет корешка по-прежнему связан с количеством рейсов, на которые рассчитан билет, количество рейсов продолжают указывать в префиксе номера билета вслед за кодом Аэрофлота 555, а вот цифра в овале исчезла: вместо нее в левом верхнем углу обложки нарисованы палочки по количеству рейсов.




На купонах столбцы для расчета тарифа из левой части билета переехали направо.
Остальные страницы для всей серии были одинаковыми. Условия договора напечатаны прямо на оборотной стороне верхней обложки.










Похоже, бланков квитанций платного багажа для этого выпуска не делали, был еще запас предыдущих выпусков. Но, возможно, их просто не сохранилось, или никто пока в Интернете их не вывесил.

Этот вид билетов просуществовал очень недолго: те билеты, на которых можно прочесть дату продажи, использованы в 1975 – 1976 годах, а уже в 1977 году продаются билеты нового выпуска.

Продолжение грядет
Tags: авиация, билеты, перидромофилия, эйситиристика
Subscribe

  • Продажа железнодорожного билета в 1923 году

    В Вестнике путей сообщения № 309 от 13 ноября 1923 года нашел забавное объявление. Сейчас трудно представить, в какие трудозатраты выливалась…

  • Билеты Поти-Тифлисской железной дороги

    Хотел написать про билеты, но выяснилось, что сначала нужно восстанавливать историю строительства и первых лет эксплуатации дороги, потому что в…

  • Верхняя Ока

    Питерские чердаки уже исследованы достаточно хорошо. Последние годы большая часть материалов извлекается там из-под половых досок, да и те, похоже, в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments