a_orlov (a_orlov) wrote,
a_orlov
a_orlov

Categories:

История авиационного билета в России. Часть 8

История авиационного билета в России. Часть 8

Полная версия здесь

Реформа 1961 года

Вот мы, наконец, добрались до времён, которые я до некоторой степени помню сам.
Правда, от денежной реформы 1 января 1961 года в моей памяти осталась только сцена в Гастрономе на Красной Пресне, где возник какой-то скандал, в котором граждане размахивали и портянками (дореформенным деньгами), и фантиками (дензнаками 1961 г.). То ли кому-то уже выдали зарплату новыми деньгами, а магазин их еще не принимал, то ли кто-то пытался расплатиться портянками после 1 января, - этого в памяти не осталось. Похоже, это вообще был первый раз, когда я обратил внимание на бумажные деньги. Ежедневная закупка продуктов в этом гастрономе (2 молока + 1 кефир = 45 коп. + 3 молочные бутылки) и соседней булочной (нарезной = 13 коп., четвертинка черного = 7 коп.) была поручена мне позже, начиная с 1964 года. Но всё это не имеет отношения к авиабилетам. На самолете я в это время летал, даже помню, что это был Ил-18 (а хотелось на Ту-104), но не запомнил не только билетов, но и самого полета. Зато хорошо помню, как меня рвало в машине при переезде из Адлера в Пицунду.
А в 1961 году выпускают новые формы билетов, и денежная сетка на них появляется снова. Тарифы меняются не только по стоимости. Теперь тариф зависит только от расстояния, но не зависит от типа самолета. Вводятся многочисленные формы билетов, у которых появляются даже шифры. Только напечатан этот шифр на корешке билета, который остается у кассира, поэтому я долго не имел о них ни малейшего представления.
И впервые с момента образования СССР на бланках билетов нет графы для фамилии пассажира. Правда, в большинстве случаев фамилию всё равно пишут.
Билеты продолжает печатать Гознак, водяные знаки есть, но это простенький зигзаг.

При поисках в сети по этому периоду мне сопутствовала удача.
Нашел вот здесь полный текст книги
Букин Г.А., Волков М.М. Коммерческая эксплуатация воздушного транспорта: Учебное пособие. Л., ВАУ ГВФ, 1964. - 174 с.
Очень профессиональная работа, которая, к сожалению, потеряла актуальность едва ли не в момент ее выхода: 27 июля 1964 было образовано Министерство гражданской авиации, и поменялось почти всё, о чем писали авторы: названия и организационная структура ведомств и предприятий гражданской авиации, правила, инструкции и даже цвет билетов. Похоже, именно по этой причине кто-то из его авторов, оставшихся в живых к нашему времени, выложил текст в сеть сейчас, чтобы хоть как-то компенсировать травму, полученную от невостребованности текста в 1964 г. Я его очень понимаю.
Поэтому дальше следует сплошная цитата, сдобренная моими комментариями и изображениями билетов.

§ 1. Проездные документы
Формы перевозочных документов на воздушном транспорте устанавливаются ГУ ГВФ. Все проездные документы можно разделить на две группы: платные билеты (продаваемые в кассах за наличный расчет, в кредит и по безналичному расчету), служебные билеты (бесплатные и льготные, годовые и разовые).
Основной формой платных билетов являются бланковые билеты формы "К".

Для меня достаточно долго было загадкой, почему номера форм авиабилетов начинаются на "К", ведь никаких форм билетов, начинающихся на другие буквы, не было. Недавно дошло: это формы, относящиеся к коммерческой работе. Смысл термина «коммерческий» в русском языке настолько изменился с 1960-х, что сейчас сложно понять, что это означало.
Номер формы не следует путать с литером служебных билетов: билет мог быть формы К-40, но нам нем стоял литер Ц.

Билеты формы "К" выдаются каждому взрослому пассажиру после оплаты стоимости тарифа за перевозку наличными деньгами или по безналичному расчету (в кредит).
Применяемые в настоящее время билеты формы "К" подразделяются на следующие виды:
а) для оформления перевозок взрослых пассажиров и их багажа применяются билеты формы K-19 и K-21 (билеты серо-голубого цвета). Билеты K-19 применяются при продаже на прямые рейсы (без пересадок и без остановок в промежуточных аэропортах).




Билеты K-21 при продаже на рейсы с пересадками или остановками в промежуточных аэропортах;



Вот на этих билетах графа для фамилии почему-то сохранилась, только уехала в нижнюю часть билета.

б) для оформления перевозки детей от 5 до 12 лет применяются билеты формы К-20 и К-22 (розового цвета). Билеты формы К-20 применяются в случае, когда взрослому пассажиру оформляется билет формы K-19; и К-22, когда взрослому пассажиру оформляется билет форма K-21;




в) для оформления перевозки взрослых пассажиров и их ручной клади по местным воздушным линиям протяженностью не более 525 км применяется бланковый билет формы К-23;




для оформления перевозки детей за 50% тарифа взрослого пассажира – билет формы К-24.




Особенность местных билетов этого выпуска: наличие контрольного талона (я его никогда не видел, но, судя по надписи в нижней части лицевой стороны билетов, он был и печатался слева от билета).

Бланковые билеты формы K-19, К-20, K-21 и К-22 состоят из четырех частей: денежной сетки, собственно билета, контрольных талонов (от одного до трех) и копии билета. Билеты формы К-23 и К-24 состоят из корешка, собственно билета и контрольного талона.
Бланковые билеты формы "К" применяются только на внутренних воздушных линиях Аэрофлота. Применять их для международных перевозок пассажиров категорически запрещено.
Бланковый билет формы "К" объединен с багажной квитанцией и называется "билет и багажная квитанция".
Дети до 12 лет могут перевозиться при взрослых, если это соответствующим образом отражено в билете.
Бланковый билет формы "К" должен иметь подпись кассира, дату выдачи билета, штамп места выдачи. Без контрольного талона (талонов) билет недействителен. Заполнение билета должно производиться разборчиво чернилами или шариковой ручкой. Наличие в билете помарок, подчисток или исправлений делают его недействительным.

Какая предусмотрительность! В это время шариковые ручки в СССР еще только собирались выпускать. Правда, у нас дома было 2 шариковых ручки, но их в 1962 году отец привез из Чехословакии. А в школе в 1963 году наш первый класс "А" был единственным экспериментальным, в котором с самого начала учили писать самописками. Все остальные первые классы макали перо в чернильницу.

Служебные билеты выдаются работникам подразделений ГВФ для полетов по делам службы, к месту отпуска или санаторно-курортного лечения (отдыха).
По сроку действия служебные билеты подразделяются на годовые и разовые. Годовые служебные билеты действительны в течение года (календарного) и рассчитаны на многократное применение в пределах срока действия, разовые служебные билеты действительны только для однократного полета в направлении "туда" или "туда и обратно" по указанному в билете маршруту.
По наличию льгот служебные билеты делятся на бесплатные и льготные. Годовые служебные билеты выдаются бесплатно, разовые служебные билеты бывают бесплатные, со скидкой 50 и 75% с тарифа.
По территории действия служебные билеты делятся на:
а) годовые и разовые билеты литер "Ц", а также разовые билеты литер "ЦА" для полетов по всем внутренним воздушным линиям Аэрофлота;
б) годовые и разовые билеты литер "У" для полетов по воздушным линиям территориального управления;
в) годовые и разовые билеты литер "М" для полетов по местным воздушный линиям (линиям, обслуживаемым авиагруппой, авиаотрядом, объединенным с аэропортом).

К сожалению, изображение служебного билета этого времени я нашел только одно. Это разовый бесплатный билет. Литер Ц.




А вот квитанция платного багажа 1963 года выпуска. Как водилось в это время, без графы «Фамилия». Хоть и она напечатана Гознаком, но водяных заков на ней нет.




Бланк 15 лет пролежал в аэропорту Нижнеудинска, пока нам не захотелось в сентябре 1978 года сплавать на байдарках по реке Уде от поселка Алыгджер, в то время столице Тофаларского автономного района (было и такое чудо).
Мы в аэропорту тоже пролежали целую неделю. Рейсы Ан-2 были ежедневно, но продавать билеты нам не хотели. Пришлось пожаловаться в райком партии и отправить туда же строгую телеграмму из Москвы за подписью "профессор Орлов" (у отца на телеграфе потребовали аттестат о присвоении ученого звания), и билеты появились.

Билеты на международные линии в описываемый период по оформлению практически не изменились (появился только адрес Главного управления), хотя сильно варьируются в размерах.



В 1964 году появляется Министерство гражданской авиации и изменяется внешний вид всех билетов.
Продолжение грядет
Tags: авиация, билеты, перидромофилия, эйситиристика
Subscribe

  • Продажа железнодорожного билета в 1923 году

    В Вестнике путей сообщения № 309 от 13 ноября 1923 года нашел забавное объявление. Сейчас трудно представить, в какие трудозатраты выливалась…

  • Билеты Поти-Тифлисской железной дороги

    Хотел написать про билеты, но выяснилось, что сначала нужно восстанавливать историю строительства и первых лет эксплуатации дороги, потому что в…

  • Верхняя Ока

    Питерские чердаки уже исследованы достаточно хорошо. Последние годы большая часть материалов извлекается там из-под половых досок, да и те, похоже, в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments