?

Log in

No account? Create an account
Узоры на картоне. Часть 1 - a_orlov [entries|archive|friends|userinfo]
a_orlov

[ website | Мой заброшенный сайт ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Узоры на картоне. Часть 1 [Feb. 25th, 2013|11:19 pm]
a_orlov
[Tags|, , , , , ]

Картонные железнодорожные билеты ввел в обиход Томас Эдмондсон (Thomas Edmonson) в 1836 году. Он же сконструировал машину, печатавшую такие билеты на кусках плотного картона, и снабдил ее механическим нумератором. С этого времени билеты такого типа, получившие название эдмондсовских (они даже в СССР так назывались официально еще в 1930-е годы), распространились по всему миру и использовались почти повсеместно до конца ХХ века. Размер во всех странах был почти одинаков: около 6х3 см.
Функциональное отличие таких билетов от бумажных бланковых ровно одно: на них заранее напечатаны станции отправления и назначения, что экономило время кассира при обслуживании пассажиров. Томаса Эдмондсона его машина сделала весьма обеспеченным человеком: лицензия на ее использование стоила 10 шиллингов в год за каждую милю маршрутов, для которых ее использовали.
В России эдмондсовские билеты стали использоваться в конце XIX века и, по всей видимости, сначала при их печати использовалась технология, придуманная Эдмондсоном, при которой билетопечатающие машины устанавливались если не на станциях, то в управлениях дорог.

 photo Edmondson.jpg
 photo Edmondson2.jpg

Но с начала ХХ века картонные билеты для государственных железных дорог начинают печатать в больших и хорошо оснащенных типографиях. С этого момента на билетах появляется защитная сетка (кстати, как ее правильно называть: тангир? гильош?). Насколько мне известно, кроме России, а затем СССР, нигде в мире защитная сетка на картонных билетах не использовалась.
А зачем именно в России на билетах появилась защитная сетка, мне неведомо. То ли просто для солидности, то ли кто-то начал подделывать картонные билеты и реализовывать их через кассира, состоявшего в доле. Точно мне известно, что через 100 лет в массовом порядке стали подделывать разовые билеты на московский городской транспорт, которые продавали водители, но это уже другая история.
Итак, защитная сетка появляется на пригородных билетах не позднее 1905 года, причем сначала только на оборотной стороне.

1905
 photo a1905prig2.jpg

 photo a1905prig3.jpg

Белую сетку с классом вагона потом печатать перестали, а вот пересечение двух линий с петлями вверх и вниз переехало на лицевую сторону билета. Сетка печатается поверх фона из диагональных полос. Оборотная сторона сетки не имела.

1915
 photo a1914.jpg

Такой дизайн сохраняется для всех картонных билетов вплоть до революции.
К сожалению, никакой информации, как изготавливались такие билеты, у меня нет, а дилетантскими догадками делиться не хочется. Попробую поприставать к профессионалам, может быть, кто-то сможет помочь.

Дальше была революция, гражданская война и всё к ним прилагающееся. Как ни странно, ходили в это время по железным дорогам не только эшелоны и транспорты, но и пассажирские поезда, и билеты на них продавали. Билеты были, в основном, из старых запасов, но при нехватке их в каком-то виде печатали и в Совдепии, и у Колчака, и у Врангеля. Но тема это большая и отдельная, и узорами на билетах никто не баловался: всем не до того было.

Билеты, очень похожие на дореволюционные, появляются в обращении с 1925 года. Узор на них не меняется, но полосы стали вертикальными.
1925
 photo a1925.jpg

А к середине 1930-х то ли стало понятно, что петли на линиях, направленные в разные стороны, как-то противоречат учению о диктатуре пролетариата или мешают проводить коллективизацию, то ли разрушился гравированный вал, с помощью которого наносили узор, а сложную гравировку на новом валу некому было выполнить.
В итоге из двух линий оставили только одну, и располагалась она вертикально. А вот полосы на разных билетах могли быть чрезвычайно разнообразными.

1935
 photo a1930.jpg

 photo a1930p1.jpg

 photo a1930p2.jpg

Если кому-то интересно, то я продолжу рассказ вплоть до сетки из контуров фаллосов на последних картонных билетах МПС.
linkReply

Comments:
From: a_orlov
2013-03-03 01:52 pm (UTC)
По моей просьбе на форуме коллекционеров-исследователей проездных билетов открыли тему про узоры для незарегистрированных пользователей
http://proezdmoscow.1bbs.info/viewtopic.php?t=2860
Там идут баталии на типографскую тематику, но что-то мне подсказывает, что профессионал разобрался бы в теме лучше.
(Reply) (Parent) (Thread)